Топ квестов: ничего не понятно, но очень интересно

Лучшие квесты всех времён

Самые цепляющие квесты по мнению игроков и редакции

Содержание

Когда руки тянутся к мышке, а мозг требует развлечения с подковыркой — топ квестов решает проблему. Ломать голову, искать выходы из безвыходных ситуаций, выбирать из двух зол то, которое смешнее — с этим жанр справляется на ура. Лучшие игры квесты не давят графоном, не закидывают экшеном, зато издеваются над логикой, моралью и терпением. Головоломки, диалоги, паранойя — триада, которую сложно переплюнуть. Особенно когда одна ошибка отправляет героя обратно к началу, а игрока в глубину экзистенциального кризиса.

Пик жанра давно прошёл, но от этого стало только интереснее. Появился шанс вынырнуть из обилия трипл-А и вспомнить, каково это — всматриваться в фон, искать спички и мучительно выбирать правильную реплику. Некоторые квесты строятся на тексте, другие пихают интерактивные сцены и QTE. А ещё есть Point & Click — наследие прошлого, которое отказывается умирать. Поиск предметов, загадки, диалоги, обилие визуала, виды сбоку и от первого лица — каждый найдет свой формат. Потому что в квестах важна не динамика, а накал.

Не знаю, что происходит, но уже переживаю за чайник и носок.

голос в голове

Лучшие квесты обожают валить вину на игрока. Персонажи погибают? Твоя вина. Сюжет разваливается? Решение принято тобой. Тут не помогут рефлексы или скилл в стрельбе — побеждает тот, кто умеет думать наперёд, читать между строк и ржать в лицо трагедиям. Ни один жанр не даёт такой свободы интерпретаций, как квест. Ни один жанр не затягивает так мягко и садистски одновременно.

Платформы? Да любые. Классика живёт на ПК, пиксельная дичь штурмует инди-маркет, а интерактивное кино тусит на консолях. Даже мобилки иногда выдают проекты, от которых хочется выкинуть телефон в окно — от счастья, естественно. Так что доступ есть всегда, главное — захотеть в это влезть.

Подойдут такие игры тем, кто не торопится, не боится залипнуть и готов потерпеть пару фейлов ради одной классной концовки. Любителям рофлов, драмы и диалогов — милости просим. Тем, кто ищет геймплей уровня «разбей череп врагу с разворота» — мимо. Тут мозг важнее мышц. Хотя, если совсем без экшена никак — есть пару сюрпризов.

Без стрельбы, но с последствиями

Квесты выкашивают всё, что движется, и оставляют одно — думать. Вместо автоматов — диалоги, вместо прокачки — головоломки. Зато каждое действие тянет за собой цепочку последствий. Порой одно слово решает судьбу всей истории. Игра превращается в шахматную партию, где ты даже пешкой двигаешь с опаской.

Жанр не соревнуется в графике, зато обожает давить атмосферой. Камера не летает, а стоит как вкопанная — и от этого только теснее. Не давят пафосом, давят тишиной и напряжением. Один взгляд делает больше, чем час кат-сцен с взрывами. Остальные жанры могут только мечтать о такой подаче. Или копировать, но без души.

Мозголомный набор для ценителей

  • Диалоги, в которых один выбор ломает всё
  • Головоломки с той самой логикой, которая издевается над здравым смыслом
  • Point & Click, который проверяет терпение и зрение
  • Поиск предметов, от которого хочется выбросить инвентарь в окно
  • Вид от первого лица, чтобы чувствовать паранойю прямо в лицо
  • Классическая боковая перспектива, как привет из девяностых
  • Атмосфера, давящая как дедлайны в пятницу
  • Сюжет, который ведёт по кругу, пока не догадаешься, что всё зря
  • Визуальный стиль — от пикселей до артхауса
  • Музыка, которая либо гипнотизирует, либо бесит, третьего не дано

Проверили больше 250 квестов. У каждого — свои приколы, загадки и загоны. Оценивали всё: сюжет, визуал, подачу, фишки. Потом пустили в народ. Голоса решали судьбу списка. В итоге — самые лучшие игры квесты собраны в этом топе. Всё меняется, рейтинг не стоит на месте, так что голосуй за любимые. Очередной виток — уже на подходе.

15 лучших квестов: топ от игроков

Выбрать 15 квестов — это как заставить кота работать: сложно, больно, почти бесполезно. Каждый тайтл что-то тащит. Один — сценарием, второй — подачей, третий — тем, что никто не понимает, как он вообще работает. Попали только те, что прошли и по сюжету, и по атмосфере, и по фрикушности. Диалоги местами тянут на театральную постановку без сценария. Концовки выстреливают так, что потом неделями вспоминаешь. А геймплей иногда превращается в сплошную головоломку — внутри и снаружи черепа. Есть культ, есть свежак, есть сюрпризы, от которых лоб в шоке. Тут и классика, и те, кто ворвался и сразу сломал систему.

Monument Valley

Когда в игре с геометрией тебе хочется почувствовать себя архитектором и магистром разрушений
  • Дата выхода: 12.07.2022
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch, Android, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X|S
  • Издатель: ustwo games
  • Разработчик: ustwo games

Иногда лучший способ разогреть мозг — запустить что-то, где на первый взгляд вообще нет сюжета. А потом внезапно оказывается, что он там есть, причём красивый, как презентация для инвестора. Именно так работает Monument Valley, где ты крутишь, вертишь, наблюдаешь и случайно начинаешь чувствовать. Тут не просто геометрия издевается над восприятием, а сам квест прячется за минимализмом, превращая каждую головоломку в немой упрёк.

Сюжета немного, зато атмосферы — вагон с прицепом. Всё работает по принципу «попробуй догадаться сам, а если не понял — наслаждайся хотя бы эстетикой». Квестовое нутро у игры спрятано под архитектурной шизой и звуковым дзеном. Здесь квест — это не разговоры с НПС, а медитация с лёгкой паникой. Шаг влево, шаг вправо — и ты уже внутри головоломки, которая тебе снилась в детстве, но теперь с цветами и смыслом.


Detective Dotson

Второй экран из игры Detective Dotson
  • Дата выхода: 24.04.2025
  • Платформы:Windows, Linux, MacOS, Xbox One, Xbox Series X|S
  • Издатель: Masala Games Private Limited
  • Разработчик: Masala Games Private Limited

Выглядит, как будто кто-то решил воскресить жанр квестов с помощью папки из Word 97. Detective Dotson явно не претендует на звание революционера, но зато честно тащит всю эстетику олдскульных квестов на своих пикселях. Картинка простая, как жизнь после налогов, но в этом и суть: всё упирается в расследование, диалоги и таинственные дела, от которых пахнет архивной пылью и разочарованием.

Да, загадки местами настолько логичны, что хочется аплодировать автору стоя, но через зубы. Здесь квест ощущается в каждом переходе, в каждой пиксельной зацепке, и даже в саундтреке, который звучит как саунд для уставшего сыщика. Традиции соблюдены: локации бродильные, улики странные, персонажи молчат подозрительно. Это тебе не триллер, это квест, где каждое действие — как плевок в пустоту, но с сюжетом.


Cabernet

  • Дата выхода: 20.02.2025
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X|S
  • Издатель: Akupara Games
  • Разработчик: Party for Introverts

Когда диалоговая ветка вызывает моральный ступор, значит, попал в правильный квест. В Cabernet квестом становится сама жизнь посмертной вампирши, где каждое решение либо делает тебя монстром, либо просто циничным эстетом. Тут загадки — не про рычаги, а про людей: как выжать из них пользу и остаться при этом с лицом, не отпечатанным в аду. Всё, как в лучших квестах — неясные мотивы, жертвы с характерами, интриги, где логика пьёт вместе с совестью.

Никаких банальностей — только разговоры, выборы, и вампирская драма в духе «что, если Тарковский любил бы инвентарь». Квестовая суть здесь в деталях: всё надо прочувствовать, выследить, уловить интонацию. Ошибся — съел не того, или вообще никого, и теперь мучайся. А может, наслаждайся. Кто вообще в таких квестах разбирается, где выбор, а где ловушка? Главное — читать, думать и помнить: каждая фраза здесь способна обернуться похоронным маршом с философским подтекстом.


The Room

В игре The Room нужно разгадывать механизмы, нажимая на загадочные кнопки с подсветкой
  • Дата выхода: 13.12.2012
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch
  • Издатель: Fireproof Games
  • Разработчик: Fireproof Games

Если хочется почувствовать себя грабителем собственной логики — добро пожаловать в The Room. Этот квест не рассказывает истории — он показывает тебе коробку и предлагает страдать. Сначала думаешь, что справишься, потом начинаешь крутить, щёлкать, пялиться на детальки, и внезапно прошло три часа, а ты всё ещё не понял, где верх.

Фишка в том, что это один большой квест без персонажей, без диалогов, без юмора — и при этом с диким азартом. Всё строится на ощущении: ты вроде бы продвигаешься, но в любой момент — снова в тупике. Атмосфера такая, что даже чай остывает с уважением. Игра не держит тебя за руку, она держит тебя за горло — аккуратно, но с намёком.


Fran Bow

Кадр из игры Fran Bow: стол с пирогами и чаем, девочка в жёлтом платье, сидит рядом с камином, наслаждаясь угощением
  • Дата выхода: 27.08.2015
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch, Android, PlayStation 4, Xbox One
  • Издатель: Killmonday Games AB
  • Разработчик: Killmonday Games AB

Не хватает стабильности в жизни — запускай Fran Bow, и поймёшь, что всё не так уж плохо. Здесь квест — это психоделический трип с таблетками, говорящими котами и диалогами, от которых хочется обнять разработчиков… или вызвать врача. Ужас, грусть, кошмары — всё замешано на чистом point & click, и это не сарказм, это диагноз.

Каждая сцена как выставка у художника с раздвоением личности: всё красиво, тревожно и абсолютно неясно. Но именно через это подаётся квестовая суть — поиск, исследование, попытка сложить безумие в логическую цепочку. Не получится, но будет весело. Если весело — это истеричный смех сквозь слёзы.


Freddi Fish and the Case of the Missing Kelp Seeds

Фредди Фиш и загадочный жёлтый персонаж с цифрами
  • Дата выхода: 28.10.1994
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch
  • Издатель: Humongous Entertainment, Nightdive Studios
  • Разработчик: Humongous Entertainment

Наивность — тоже оружие, особенно когда вокруг все подозрительные, а ты — рыба в мультяшном антураже. Freddi Fish and the Case of the Missing Kelp Seeds играет в добрый квест, где подозреваемые улыбаются, улики лежат на поверхности, а подозрения вызывают все подряд. Логика — на уровне детского детектива, но механика настоящего point & click. Всё по канону: кликай на всё, слушай всех, и, возможно, кто-то расколется первым.

Несмотря на яркую оболочку, это всё тот же классический квест — с поиском, запоминанием и моментами «а почему это работает, а то нет?». Тут не страшно, не кроваво, но всё равно приятно запутанно. Отличный способ объяснить детям, что жизнь — череда подозрений и странных предметов, лежащих не там, где нужно. Игра, где расследование скроено под возраст 5+, но работает и для 30+, если отключить скепсис.


Gorogoa

Декоративные элементы и книжные полки в игре, раскрывающие загадочную атмосферу и внимание к деталям
  • Дата выхода: 14.12.2017
  • Платформы:Windows, Android, Nintendo Switch, PlayStation 4, Xbox One
  • Издатель: Annapurna Interactive
  • Разработчик: Buried Signal

Можно тысячу раз сказать, что графика — не главное, но Gorogoa это доказывает буквально. Квест построен из картинок, смыслов и головной боли, которая появляется после первой попытки понять, как всё это двигается. Вроде просто двигаешь плитки, а потом бац — портал, философия, временные петли и кошки с намёками. Никаких диалогов, только ты, визуал и желание свернуть игру… или пространство.

Здесь весь квест — это одно большое «почему это работает и как вообще до этого дошло». Игра — как минималистичная комната с пятью уровнями символизма. Никаких подсказок, только ты и твоя догадливость. Сюжет рассказывается без слов, но как-то так, что начинаешь подозревать, что упустил жизненно важный момент. Настоящий квест без прямых ответов, где нужно не проходить, а раскладывать всё по слоям — и надеяться, что соберёшь.


Hidden Folks

Геймплей игры Hidden Folks с изображением жилого района и множеством объектов и персонажей
  • Дата выхода: 15.02.2017
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch, Android
  • Издатель: Adriaan de Jongh
  • Разработчик: Adriaan de Jongh, Sylvain Tegroeg

Вроде бы всё понятно: найди, покажи, нажми. Но через десять минут в Hidden Folks начинаешь подозревать, что авторы — садисты с увеличительным стеклом. Монохромная рисовка, куча объектов и персонажей, все шумят, прыгают, пищат — и где-то в этой какофонии нужно найти нужного чела. Настоящий квест без диалогов, зато с анархией в каждой пиксельной локации.

Кажется, что это просто игра на внимательность, но это ловушка. Здесь каждый поиск — это проверка на выносливость. Сложнее, чем сдавать отчёты в Excel, и в сто раз веселее. Каждый клик — как допрос: «ты ли это?». Никаких головоломок — чистый визуальный беспредел. И в этом — весь квест: найди, залипни, разозлись, залипни снова.


Pajama Sam: No Need to Hide When It’s Dark Outside

Герой стоит в центре прожектора, готовый к новым приключениям
  • Дата выхода: 04.10.1996
  • Платформы:Windows, Linux, MacOS, Nintendo Switch, PlayStation 4, Wii U
  • Издатель: Humongous Entertainment, Nightdive Studios
  • Разработчик: Humongous Entertainment

Кажется, темноты боятся не только дети, но и взрослые, у которых не работает фонарик. Pajama Sam: No Need to Hide When It’s Dark Outside берёт детские страхи, одевает в пижаму, и делает из них полноценный квест с сюжетом, предметами и очень доброй подачей. Никаких монстров, только внутренние демоны, которые спрятались под кроватью и требуют логического подхода.

Квестовая часть — классика жанра. Бродим по уровням, собираем барахло, решаем задачи, говорим с предметами и смеёмся с того, что всё это работает. Point & Click в лучших традициях, только без ужаса, боли и отчаяния. Зато с максимальной заботой и неожиданной глубиной. Когда последний раз квест говорил тебе, что бояться — это нормально, а преодолевать — ещё круче?


Papers, Please

Официальное письмо от Министерства Администрации Арстоцки для нового инспектора пограничного пункта
  • Дата выхода: 08.08.2013
  • Платформы:Windows, Android, PlayStation 4, PlayStation Vita
  • Издатель: 3909
  • Разработчик: Lucas Pope

Всё, что тебе нужно для незабываемого квеста — паспорт, бюрократия и моральная деградация. В Papers, Please каждый день — это новая партия лиц, с лицами. У кого-то липовый пропуск, у кого-то печать не там, а у кого-то — мина в кармане. Квест превращается в симулятор паранойи, где ошибка стоит дорого, а правильное решение — ещё дороже.

Логика и внимание — главные инструменты. Каждое дело как головоломка: цифры, даты, фото, лишние штампы. Никаких загадок в духе «найди медальон в котле», всё серьёзнее — найди правду в кипе мусора и реши, жить человеку или дальше стоять в очереди. Лучшие квесты не всегда про магию. Иногда они про госслужбу, в которой каждое «пропустить» может стать концовкой.


Putt-Putt Saves the Zoo

Патт и его новый знакомый в ковбойской шляпе, похоже, что-то обсуждают, а пес внизу выглядит немного беспокойным
  • Дата выхода: 31.12.1995
  • Платформы:Windows, Linux, MacOS, Nintendo Switch, PlayStation 4, Android
  • Издатель: Humongous Entertainment, Nightdive Studios
  • Разработчик: Humongous Entertainment

Если бы квесты сдавали ЕГЭ по обаянию, то победил бы говорящий фиолетовый автомобиль. В Putt-Putt Saves the Zoo всё наивно, ярко и очевидно — но при этом настоящий квест. Сбор предметов, беседы с животными, загадки уровня «включи свет» — всё работает. Главное, не забывать, что ты помогаешь машине спасти зоопарк, а не пишешь диплом по логике.

В этом детском абсурде квестовая механика чувствуется чётко: клик, разговор, предмет, последствия. Всё работает по канону, просто завёрнуто в мультяшную обёртку и приправлено моралью уровня «будь добрее». Идеально для знакомства с жанром. Или для тех, кто после суровых хоррор-квестов хочет напомнить себе, что когда-то всё было проще. И милее.


The Wolf Among Us

Скриншот: Бигби и противник
  • Дата выхода: 11.10.2023
  • Платформы:Windows, PlayStation 3, PlayStation 4, PlayStation Vita, Xbox One, Xbox 360
  • Издатель: Telltale
  • Разработчик: Telltale

Сначала вроде просто сказка, нуар, очередной детектив с серьёзным лицом и звериным нутром. А потом The Wolf Among Us аккуратно вставляет тебе в голову лопату и начинает копать сюжет. Диалоги, моральные выборы, расследование и градус напряжения, как в офисе перед дедлайном. Только здесь всё в комиксах и на грани психоза.

Это интерактивный квест без головоломок, но с ощущением, что каждая фраза может кого-то убить. Или тебя. Или всех. Классика от Telltale: выбор, который ничего не меняет, но ты всё равно панически думаешь. Квест без привычной логики, зато с драмой, атмосферой и главным вопросом — кого спасать, когда все ведут себя хуже, чем волк. Особенно если волк — ты.


Slay the Princess

Скриншот игры: подъём по каменной лестнице к дому на холме
  • Дата выхода: 23.10.2023
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X|S
  • Издатель: Black Tabby Games, Serenity Forge
  • Разработчик: Black Tabby Games

Любой нормальный человек, услышав голос из леса, пойдёт домой. Но не герой Slay the Princess, где весь квест — сплошной сеанс терапии, абсурда и голосов в голове. Это не обычный point & click, это диалоговый триллер, в котором ты постоянно принимаешь решения и потом с ними живёшь. Или умираешь. Или живёшь, но зря.

Здесь нет предметов, зато есть мораль, голос и очень подозрительная принцесса. Квестовая суть — в выборе. Каждый шаг рождает новые ветки, концовки, версии реальности. Сюжет крутится, как в стиральной машине, где вместо порошка — философия и экзистенциальная тревожность. Играть страшно, интересно, непонятно. И от этого — идеально.


The Curse of Monkey Island

Персонажи в таверне на острове в 'The Curse of Monkey Island', с пиратом и главным героем, обсуждающими резервацию
  • Дата выхода: 31.10.1997
  • Платформы:Windows, MacOS
  • Издатель: Disney, LucasArts, Lucasfilm
  • Разработчик: LucasArts

Моряк, пираты, шутки ниже ватерлинии и задачи с логикой из параллельной вселенной — The Curse of Monkey Island не делает вид, что он серьёзный. Он просто квестит, издевается и развлекается. Гайбраш Трипвуд врывается в ситуацию, в которой даже здравый смысл берёт отпуск.

Классика point & click в образцовом виде. Предметы непонятны, диалоги прекрасны, а атмосфера — чистый карибский абсурд. В всей серии Monkey Island квесты не про страдания, а про то, как весело страдать. Это жанр, где важно не решение, а насколько нелепо ты к нему пришёл. Редкий случай, когда головоломка и шутка бьют одинаково метко.


Day of the Tentacle Remastered

Персонажи стоят в комнате с компьютерами и странными устройствами
  • Дата выхода: 01.06.1993
  • Платформы:Windows, Linux, MacOS, Android, PlayStation 4, PlayStation Vita, Xbox One
  • Издатель: Double Fine Productions
  • Разработчик: Double Fine Productions, Shiny Shoe

Когда дом из девяностых бросает тебя в путешествие по времени, стоит насторожиться. А когда появляются щупальца с амбициями, как у диктатора — всё, квест пошёл. В Day of the Tentacle Remastered каждая сцена — анекдот. Иногда смешной, иногда грустный, иногда про Эдисона.

Три персонажа, три времени, куча головоломок, от которых хочется одновременно смеяться и орать. Квесты в этой игре — не инструмент, а способ сделать жизнь чуть абсурднее. Задания без логики, предметы без объяснения, концовка без терапии. И в этом весь смысл: квест — это не поиск ответов. Это попытка найти смысл в ванной с мутной водой и щупальцем в костюме.


Топ квестов от редакции, где Point & Click превращается в Point & Плачь

Можно залипать в классику, можно слушать советы друзей, можно вообще качать рандом. Но есть один надёжный вариант — редакционный топ квестов. Мы прошлись по десяткам игр, потыкали всё, что можно, разозлились на половину, влюбились в остальное. Без восторгов по каждому поводу, только те, что реально зацепили. Где мозг кипит, сюжет лупит, а геймплей кусается.

Каждый тайтл — с харизмой, с подходом и с причудами. Кто-то идёт ва-банк и валит драму. Кто-то косит под комедию, но на деле ломает психику. Есть пиксельный хардкор, визуальный шик и классика с душком. И да, половина этих игр не простит тебе ни одной ошибки. Зато будет весело.

Walking Dead: The Telltale Definitive Series

Персонажи на руках в опасности, бегущие от зомби
  • Дата выхода: 29.10.2020
  • Платформы:Windows, PlayStation 4, Xbox One
  • Издатель: Skybound Games
  • Разработчик: Skybound Games

Когда все вокруг дохнут, а ты решаешь, кого спасти — значит, начался эпизод. В The Walking Dead: The Telltale Definitive Series квест — это не про инвентарь, а про эмоции, панику и моральные дыры. Каждый выбор вроде как важен, но даже если нет — ты всё равно мучаешься. Потому что кто-то умер. И, возможно, ты сам всё испортил.

Квестовая часть — это выбор, время на ответ и постоянное чувство вины. Всё построено на разговорах, редких действиях и том самом «ты сам это выбрал». Это не головоломки, это душевный дрилл. Вся серия Walking Dead от Telltale — это учебник по тому, как квест может быть трагедией. Без поиска предметов. Но с последствиями, которые забыть невозможно.


Behind the Frame: The Finest Scenery

  • Дата выхода: 25.08.2021
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch, Android, PlayStation 4
  • Издатель: Akatsuki Taiwan Inc., Akupara Games
  • Разработчик: Silver Lining Studio

Сначала кажется, что ты попал в артбуковый рай. Но за красочными мазками Behind the Frame: The Finest Scenery прячется полноценный квест. Сюжет — почти молчаливый, механика — почти простая, но эмоции — с откровенно хардкорной подачей. Каждый мазок в картине ведёт к воспоминанию, каждый элемент окружения — это либо флешбек, либо сюрприз, либо внезапная драма.

Это квест без загадок в стиле «соедини провод», но с головоломками на внимание и наблюдательность. Всё происходит медленно, но с настроением: как если бы point & click изучал дизайн под кофе и грусть. Атмосфера — шепчет, визуал — рисует, история — подкрадывается. Уютный, странный и очень квестовый во всех смыслах. Даже если ты ничего не понял — это был правильный выбор.


Sherlock Holmes The Devil’s Daughter

Фотография с места преступления, улицы Лондона
  • Дата выхода: 10.06.2016
  • Платформы:Windows, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch
  • Издатель: Frogwares
  • Разработчик: Frogwares

Вежливо расспрашивать подозреваемых, бродить по улицам и щуриться в дедуктивном режиме — всё это выглядит круто, пока тебе в лицо не плюёт улика. В Sherlock Holmes The Devil’s Daughter квестовая часть — это битва разума с багами и собственной самоуверенностью. Вроде бы всё логично: собираешь зацепки, строишь цепочку, делаешь вывод. А потом выясняется, что ты отправил невиновного в тюрьму, потому что неправильно понял интонацию.

Point & click заменён на «гуляй-бродилка с моментами просветления», но квест в основе сидит крепко. Интервью, дедукция, моральные выборы, которые делают из тебя либо гения, либо… Шерлока в отпуске. Головоломки разнообразные, иногда странные, но нужные. А атмосфера делает своё: кажется, ты гений. Пока игра не покажет, что ты опять ошибся.


Anna’s Quest

Анна в зале с гильотиной
  • Дата выхода: 02.07.2015
  • Платформы:Windows, Linux, MacOS, Nintendo Switch, PlayStation 4, Xbox One
  • Издатель: Daedalic Entertainment
  • Разработчик: Daedalic Entertainment

Сказка, где девочка решает всё сама. Без волшебников, без соплей и без логики. В Anna’s Quest квест завёрнут в сказочный абсурд, где всё мило, но с привкусом душевной усталости. Девочка с телекинезом, говорящие предметы и задачки, которые выглядят как проверка на терпимость к абсурду.

Это квест в классическом формате: предмет, взаимодействие, комбо, странная реакция. Логика в стиле «попробуй всё, вдруг сработает». Но работает подача. Диалоги с характером, история с поворотами, персонажи — как будто сбежали с собрания психологических архетипов. Игра делает вид, что для детей, но даёт по голове взрослым.


Syberia 2

Кейт Уокер наблюдает за воздушным шаром в Syberia 2.
  • Дата выхода: 30.03.2004
  • Платформы:Windows, XBOX, PlayStation 2, iOS, Nintendo Switch, Android
  • Издатель: Microids
  • Разработчик: Microids

Зимние пейзажи, автоматическое чувство грусти и протагонистка, которая идёт вперёд сквозь всё — Syberia 2 не предлагает радости, зато предлагает атмосферу. Квестовая часть классическая: тыкаем в предметы, общаемся с персонажами, решаем загадки с таким лицом, будто жизнь зависит от этого ящика. Игра неспешная, вдумчивая, с сюжетом, который идёт медленно, но уверенно в сторону «а зачем я вообще сюда пришёл».

Главное — не торопиться. Квест построен на эмоциях, визуале и узнаваемом ритме. Вся серия игр Syberia держит планку: от первой части с мрачной механикой до финала, где сюжет закручивается в странную, но крепкую историю. Это квесты про одиночество, поиск и вечные поезда в никуда. Не развлекают, а затягивают. А потом, как и положено квестам, оставляют с вопросами и холодом.


Топ ожидаемых квестов

Жанр жив. Иногда еле дышит, иногда орёт на всю индустрию. Впереди — несколько квестов, которые точно заставят поволноваться. Кто-то пилит продолжение, кто-то мутит дебют с амбициями, как у блокбастера. Есть пиксельные фрики, интерактивные триллеры и психоделия с элементами философского нападения. Всё как надо.

Обещают революцию, нестандартный подход, визуальные кульбиты и сценарии без тормозов. Реально ли выстрелят — покажет релиз. Но ждать хочется. И пусть половина развалится на старте, вторая половина может затащить весь жанр на новый уровень. Или хотя бы надолго поселиться в закладках.

Goodnight Universe

Комната с разбросанными игрушками и освещением, рядом с кроваткой младенца
  • Дата выхода: Дата выхода неизвестна
  • Платформы:Windows
  • Издатель: Skybound Games
  • Разработчик: Nice Dream

Никакая подушка не спасёт от вопросов, которые задаёт Goodnight Universe. Тут всё начинается с детской простоты, но очень быстро превращается в философскую квестовую паранойю с щепоткой безысходности. Игроку дают выборы, дают сюжет, дают атмосферу — а потом забирают покой. Всё построено вокруг рефлексии, диалогов, размышлений и того самого ощущения: «А может, я делаю всё неправильно?»

Квестовый скелет скрыт под визуальной новеллой и трогательной историей. Никаких лобовых головоломок, но каждый диалог — как мини-загадка с непонятной ценой. Атмосфера — смесь сна и кошмара, интерфейс — минимум, эмоций — максимум. Это тот случай, когда квест не про то, что ты нашёл предмет. А про то, что ты осознал, что ты — тоже предмет


Simon the Sorcerer: Origins

Персонажи в таверне, с барменом, который явно не в настроении
  • Дата выхода: Дата выхода неизвестна
  • Платформы:Windows, MacOS, Linux
  • Издатель: Leonardo Interactive
  • Разработчик: Smallthing Studios

Серьёзный фэнтези-квест с юмором — это как доктор наук, рассказывающий анекдоты на корпоративе. Но Simon the Sorcerer: Origins именно такой. Возвращение к истокам, где сарказм, магия, и юношеский максимализм встречаются в одном флаконе с зелёной слизью. Герой моложе, раздражительнее, и всё ещё не хочет спасать мир — ему просто скучно.

Классика point & click, только с новой обёрткой и старой вредностью. Загадки в духе: предмет странный, применение нелепое, решение работает. В этом весь кайф. Юмор — с подколами, диалоги — с перегибами, сюжет — с отклонениями от здравого смысла. И да, это приквел, но кто вообще играет в квесты по порядку? Главное — чтобы абсурд был доставлен вовремя.


Tenebris Somnia

Женщина в серой шапке с напряжённым взглядом. Слишком много вопросов, но ответа нет.
  • Дата выхода: Дата выхода неизвестна
  • Платформы:Windows
  • Издатель: New Blood Interactive
  • Разработчик: Andrés Borghi, Saibot Studios

Ночь, VHS-фильтр, шорохи за углом и ощущение, что за тобой следит текстура — Tenebris Somnia делает ставку на старую школу ужаса, но подаёт её через квестовый соус. Тут ничего не объясняется, но всё требует внимания: предметы лежат подозрительно, двери не открываются просто так, а мрак буквально капает с экрана.

Квестовая составляющая — это постоянное «а может, лучше не трогать?». Но ты трогаешь. Решения принимаются на ощупь, сюжет подаётся кусками, как будто VHS плеер глючит от страха. Здесь point & click превращается в point & pray. Жанр квестов редко бывает страшным. Этот — неприятно страшный. А значит, работает.


The Heirloom

Комната с лампой и стариком за письменным столом
  • Дата выхода: Дата выхода неизвестна
  • Платформы:Windows
  • Издатель: Babubi Games
  • Разработчик: Babubi Games

Дом на краю мира, дед с замашками живого тумана, и двое детей, которые явно не планировали оказаться в готическом шотландском хорроре — с этого начинается The Heirloom. Всё выглядит как пролог к страшной сказке, но внутри прячется добротный квест: разговоры, поиски, загадки, выборы и постепенное погружение в мрак с элементами недоверия ко всему вокруг. Особенно к родственникам.

Point & click подан через мрачную интригу, где каждый найденный предмет — это повод напрячься, а каждая реплика может развернуть сюжет в новую сторону. Все решения имеют последствия, атмосфера давит, а puzzles цепляют своей постепенной нелепостью. Квест, который делает ставку не на лабиринты, а на нервы. И в этом — весь шарм: можно искать истину, можно прятаться от неё, но квест уже запущен, и выход только через откровение или паническую концовку.


The Posthumous Investigation

Диалог между детективом и подозреваемой
  • Дата выхода: Дата выхода неизвестна
  • Платформы:Windows
  • Издатель: Nuuvem Inc
  • Разработчик: Mother Gaia Studio

Когда мёртвый говорит больше, чем живые — начинается расследование. А когда расследование ведёт некто с сомнительными методами, получается The Posthumous Investigation. История крутится вокруг таинственного самоубийства, но чем дальше, тем меньше хочется называть это самоубийством. Диалоги давят, улики путают, а подозреваемые вызывают желание пересесть в жанр матч-3.

Квест здесь строится на взаимодействии с уличными тенями, намёками и постоянным ощущением, что ты пропустил что-то важное. Это не просто point & click — это point & doubt. Визуальный стиль рисованный, тягучий, атмосфера как у старого детектива в состоянии нервного срыва. Каждое действие кажется правильным, пока игра не решит, что ты ошибся. А она решит. И не простит.


Пройдено — но осадочек остался

Топ квестов всегда напоминает битву без правил. Кто-то тащит атмосферой, кто-то — загадками, а кто-то просто швыряет в игрока абсурдом и надеется, что тот выживет. Лучшие игры квесты редко выглядят эффектно. Тут всё держится на сценарии, диалогах и том самом чувстве, когда не знаешь, о чём спрашивать, но всё равно жмёшь на каждый предмет в комнате. И если кажется, что всё просто — это ловушка. Настоящий квест всегда держит козырь до последнего, а потом аккуратно сносит крышу.

Классика, инди, интерактивные психоделы — жанр не сдается. Лучшие квесты продолжают появляться, меняться и вызывать боль, радость и лёгкое головокружение. Иногда — одновременно. В этом топе собраны те, что уже оставили след. Но всё ещё впереди. Рейтинг живой, игры двигаются, новые герои на подходе. Так что не зевай — голосуй, пиши, спорь, но главное — не проходи мимо. Потому что в жанре квестов даже самое странное решение может оказаться гениальным. Или наоборот.

Вопросы, которые квест не задаст — но ты задашь

Квесты заставляют думать, искать и страдать — особенно, когда не можешь найти нужную кнопку или тупо забыл, как играть в такие штуки. Чтобы не метаться между прохождением и терапией, вот блок с ответами на самые частые (и неловкие) вопросы. Читай, удивляйся, соглашайся — и не спрашивай, как пройти без гайда. Всё равно потом полезешь на YouTube.

Что вообще такое квест и зачем он нужен?

Это игра, где мышка — оружие, логика — роскошь, а сюжет — ловушка. Ты не бегаешь с пушками, ты бегаешь с вопросами типа «куда деть носок с батарейкой». Нужен, чтобы напрягать мозг, страдать красиво и делать вид, что ты умнее разработчиков.

Можно ли играть в квесты без знания английского?

Можно, если у тебя шестое чувство или ты играешь в «Putt-Putt Saves the Zoo». А вообще — лучше с переводом, потому что одна неверно понятая фраза, и ты уже обвинил не того или женился на подозреваемом.

Квест — это обязательно с видом сбоку и кликами по шкафу?

Не всегда. Бывают квесты от первого лица, бывают текстовые, бывают такие, где шкаф кликает по тебе. Главное — наличие загадок, диалогов, предметов, и полного отсутствия понятных инструкций.

Есть ли квесты без абсурдных задач?

Нет. Абсурд — часть ДНК жанра. Даже если всё выглядит логично, в какой-то момент ты всё равно засунешь мандарин в телефонный автомат. Игра не объяснит зачем. Ты — тоже.

А в чём разница между квестами в ролевых играх и вот этими — квестами-квестами?

В RPG квест — это способ получить меч, уровень и моральную травму от выбора в диалоге. А в классическом квесте квест — это и есть игра. Там нет прокачки, зато есть дедушка, которому нужен ёжик, чтобы отдать тебе ключ от машины времени. В RPG ты дерёшься, в квесте — разговариваешь, комбинируешь и страдаешь. И никто не объясняет, почему кетчуп открывает портал.

Материал обновлён: 11.06.2025, 13:55

Сейчас на главной