Лучшие РПГ: топ рейтинг ролевых игр

Иллюстрация к лучшим РПГ всех времён

Не важно, где ты — важно, сколько веток у диалога

Содержание

Лучшие РПГ — территория, где каждый диалог важнее прокачки, а прокачка важнее жизни. Лучшие ролевые игры делают ставку на выбор, последствия и то самое чувство, когда сохранение перед фразой «Ты уверена?» — священнее любого босса. Этот жанр не про скорость, а про то, кто ты хочешь быть. Паладин, маг, псих с гранатомётом — всё пойдёт, если сюжет крутится вокруг тебя. Топ RPG — это как Netflix, только с мечами и моральными дилеммами.

Топ РПГ не гонятся за пикселями. Важнее то, что в голове у игрока. Одна строчка в диалоге — и ты уже убил короля, стал богом или завёл роман с ящером. Никаких ограничений, кроме тех, что сам себе выдумаешь. А еще — никакой жалости. Ошибся в выборе? Привет, апокалипсис. Или свадьба. Иногда оба сразу. Поэтому топ ролевых игр — это катастрофа, замаскированная под свободу.

Если ты не загружался после фразы «ну и что ты ответишь?» — ты играл в шутер.

Психолог по сейвам

Не всё, что пахнет прокачкой — RPG. Бросили в бой с мечом и выдали меню талантов — пока ещё не аргумент. Ролевая игра начинается там, где прокачка ломает мозг, а не просто открывает новый навык. Настоящие RPG не про цифры, а про последствия. Один невинный квест — и вдруг уже полгорода в огне, а спутники дерутся за твою голову. Никто не обещал порядок. Обещали хаос и сто вариантов, как в нём застрять.

Играть в лучшие RPG можно почти везде. ПК — родной дом для жанра, особенно с модами и багами. Консоли подтянулись — особенно с выходом больших релизов на PS и Xbox. Switch тоже не отстаёт, пусть и со скидкой на железо. Даже на мобильных иногда проскакивают адекватные варианты — правда, их меньше, чем хороших концовок в Fallout.

Топ РПГ подойдёт тем, кто не боится думать. Любителям быстрого экшена — мимо. Ценителям текста, диалогов, моральных качелей — добро пожаловать. Кто хочет залипнуть на 200 часов и в конце всё равно чувствовать вину — сюда. Кто устал от стрелок на миникарте — особенно. В ролевых играх главное — не победа, а количество сейвов перед каждым решением.

Как понять, что ты в RPG, а не в тире

Аркады — про реакцию, стратегии — про расчёт, шутеры — про прицел. А ролевые игры — про то, кого ты прикидываешься. Отличие в том, что RPG позволяют строить не тактику, а личность. В одном прохождении ты святой, в другом — отрезаешь головы ради банки зелья. Ни один жанр не даёт столько простора для притворства.

В экшене важен тайминг, в РПГ — мотивация. В платформере каждый прыжок решает исход, а в ролевой игре каждое «я помогу тебе» может вызвать массовый геноцид. Геймплей не всегда на первом месте. Диалоговое колесо и таблица навыков могут быть страшнее любого босса. И если после игры остались мурашки — значит, ты всё сделал правильно.

Главное не меч, а выбор

  • Выбор — не галочка для отчётности, а костыль судьбы. Один квест — пять финалов.
  • Диалоги не для декора. Можно заболтать врага до капитуляции или до конца света.
  • Прокачка без пафоса. Хочешь быть харизматичным алхимиком с дубиной — флаг в руки.
  • Мир реагирует. Убил старейшину — готовься к гневу деревни и новым ценам в лавке.
  • Романы. Потому что спасение мира без флирта — пустая трата времени.
  • Лут с характером. Каждый меч с описанием, каждый шлем — семейная реликвия.
  • Отсутствие морали. Делай, что хочешь, но потом с этим живи. Или гори.
  • Куча сейвов. Потому что иногда хочется откатиться, а иногда — отыграть психопата.
  • Спутники с характером. Половина споров — не с врагами, а с друзьями.
  • Лор, который интереснее основной истории. Пока узнаешь всё — уже седой.

Мы перерыли около тысячи RPG. Всё, что называлось ролевой игрой — пошло под лупу. В списке и сюжетные завязки с диалогами длиной в жизнь, и MMO с бесконечным рейдом по кнопкам. Есть пиксельные страдания в пещерах каменного века и космические драмы на орбите Марса. Всё, где кто-то решил написать в описании «Ролевая игра», — получило шанс попасть в список. Потом пришли люди. Проголосовали. Отсеяли слабаков. Остались лучшие RPG по мнению игроков. Рейтинг двигается, всё меняется. Просто голосуй за свои — и радуйся, когда они взлетают.

Лучшие RPG всех времён, от которых не отмыться

В топ RPG попадают не те, где больше всего мечей или диалогов. А те, что разрывают шаблоны, переворачивают жанр и вытаскивают на поверхность то, что обычно прячут за цифрами урона. Лучшие ролевые игры — это катастрофы с прокачкой, шедевры с багами, эпопеи с выборами, от которых потом не уснёшь. Они выживают десятилетия, обзаводятся модами, мемами и армией фанатов, готовых спорить о лучшем билде до кровавых слёз.

В этот топ РПГ залетают игры, которые либо задали стандарт, либо так его поломали, что пришлось переписывать все гайдики. Лучшие RPG — это не всегда графон, но всегда память. После них не хочется играть в ничего. Хочется перепройти. Или спорить в комментах до пенсии.

Hades

Загрей общается с Аидом в кабинете, окружённый собаками и важной бумагой, готовясь снова отправиться в ад
  • Дата выхода: 17.09.2020
  • Платформы:Android, MacOS, Nintendo Switch, Windows, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X|S
  • Издатель: Supergiant Games
  • Разработчик: Supergiant Games

Когда бог, по совместительству отец, не отпускает из дома, приходится вырезать подземный мир заново. Именно так выглядит взросление, если ты главный герой Hades. Каждая попытка сбежать — не просто забег, а мини-драма с бывшими, родственниками и богами, у которых слишком много мнений. Тут и ролевой выбор: кого слушать, кого бить, кого обнять. Сложно, когда у тебя на респауне Олимп, а в инвентаре — разочарование.

Hades не притворяется классической RPG, но роль отыгрывается на максимум. Выбор даров, тактик, даже эмоциональных связей влияет сильнее, чем новая пушка. И да, вся серия Hades — это спринт в ад с сюжетом, где каждый рогатый персонаж — повод не жать «пропустить диалог».


Lil Gator Game

Плавание на доске с картонными пиратскими кораблями
  • Дата выхода: 14.12.2022
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X|S
  • Издатель: Playtonic Friends
  • Разработчик: MegaWobble

Кто сказал, что ролевые игры обязаны быть мрачными? Lil Gator Game даёт почувствовать себя героем без очередного апокалипсиса. Главный выбор — играть или играть усерднее. Персонаж маленький, квесты нелепые, а ощущение RPG — на удивление настоящее. Да, ты гатор. Но с сердцем рыцаря.

В Lil Gator Game ты строишь мир, где даже палка может быть мечом, а главное сражение — с ленью. Эта игра про то, что ролевка — не только про циферки, но и про самоощущение. Хочешь быть спасителем мира в шляпе из картона? Добро пожаловать.


Mount and Blade: Warband

Два всадника мчаться по холмам, видимо, пытаясь спасти мир или просто сражаться с ближайшей деревней
  • Дата выхода: 31.03.2010
  • Платформы:Windows, PlayStation 4, Xbox One
  • Издатель: TaleWorlds Entertainment
  • Разработчик: TaleWorlds Entertainment

Политика, стратегия и кавалерия — это не начало блока из учебника, а будни в Mount and Blade: Warband. Когда начинаешь как бомж с дубинкой, а заканчиваешь — властелином земель. Или телом в канаве. Всё зависит от твоих решений, союзов и уровня безрассудства. Потому что в этой RPG выбора столько, что к третьему предательству уже не чувствуешь лица.

Mount and Blade: Warband — не для слабонервных. Здесь ролевка — не в диалогах, а в действиях. Ты сам создаёшь историю: правишь, мстишь, захватываешь. Вся серия Mount & Blade — учебник по выживанию в мире, где харизма ничего не значит, если ты без армии.


Cattails: Wildwood Story

  • Дата выхода: 20.10.2023
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch
  • Издатель: Falcon Development
  • Разработчик: Falcon Development

Когда тебе говорят, что в ролевой игре можно создать персонажа, завести роман и отправиться в шахты, ты не ожидаешь, что этот персонаж будет котом. Но именно так в Cattails: Wildwood Story тебе дают лапы, усы и общественные обязанности. Тут каждый меховой гражданин не просто пушистик — полноценный участник кошачьей драмы: сражения за территорию, романтические линии, строительство базы и да, охота на духов. Меньше Skyrim, больше мурчания — но ролевка работает.

Cattails: Wildwood Story даёт выбор — и он не хуже, чем у двуногих. Захотел — пошёл в шахты за драгоценностями. Надоело — вырастил травку, завёл потомство, украсил дом в стиле «Барсик и бохо». Каждое решение — кирпич в основу собственной кошачьей империи. RPG, где квест «поймай мышь» логичнее, чем «спаси мир», но работает лучше, чем половина блокбастеров.


Cabernet

  • Дата выхода: 20.02.2025
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X|S
  • Издатель: Akupara Games
  • Разработчик: Party for Introverts

Когда персонаж начинает с моральных сомнений, а заканчивает планированием ужинов с живыми людьми — перед тобой RPG, которая знает, где больнее. В Cabernet ты играешь за юную вампиршу с кризисом идентичности, дилеммами, и полной свободой решать, кого пить, а кого пожалеть. Вся игра — набор выборов, за которые потом становится неловко, если осталась хоть капля человечности. А если нет — ещё лучше, тогда будет весело.

Cabernet показывает, что ролевые игры — это не всегда про мечи и броню. Иногда — про ренессансную литературу, классовое угнетение и очень плохо освещённые переулки. У каждого встречного есть прошлое, слабости и шанс попасть в меню. А у тебя — знания, харизма и возможность отыграть чудовище или мученицу. Вопрос не в том, как выжить, а как выжить стильно и с репутацией, которую не стыдно будет запить бокалом крови.


Dave the Diver

Подводный мир с яркими кораллами и рыбками
  • Дата выхода: 28.06.2023
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch, PlayStation 4, PlayStation 5
  • Издатель: MINTROCKET
  • Разработчик: MINTROCKET

Когда в одной игре сочетаются дайвинг, ловля тунца, прокачка гарпуна и менеджмент суши-бара — это либо катастрофа, либо Dave the Diver. Начинается всё с попытки поймать рыбу, заканчивается — поставками для ресторана, улучшением экипировки, разговором с подозрительно весёлым шефом и квестами от полусумасшедших NPC. Выборов много: что прокачать, чем торговать, кого накормить и как выжить, если кислород ушёл, а угорь — ещё жив.

Вся ролевость в Dave the Diver построена на двойной жизни персонажа. Днём — исследователь морских глубин с гарпуном и моральными вопросами вроде «а точно ли эта рыба заслужила судьбу в васаби?». Ночью — бизнесмен с квестами, персоналом и обязанностью не разориться. RPG не всегда про судьбоносные выборы. Иногда — про то, пойдёшь ли ты сегодня в бар после смены или снова пойдёшь к черепахе, у которой квест.


Tactical Breach Wizards

Пожарный парень? Конечно, который всегда горит, а другие просто забывают
  • Дата выхода: 22.08.2024
  • Платформы:Windows
  • Издатель: Suspicious Developments
  • Разработчик: Suspicious Developments

Когда на сцену выходят маги в бронежилетах, а врагом становится «магистральный колдун», значит ты явно не в серьёзной стратегии. Tactical Breach Wizards делает ставку на отыгрыш через действия, а не скучные диалоги с «да/нет». Каждый твой боец — ходячий набор тараканов, суперсил и личных кризисов. Выборы не спасают мир, но отлично раскрывают персонажей, которые стесняются носить наряды и при этом могут телепортировать гранату.

RPG здесь в том, что ты не просто решаешь, кого бить. Ты решаешь, в каком стиле выбить врага в окно, с какой комбинацией умений и с каким лицом. Способности качаются, отношения выстраиваются, а конфиденциальность личных проблем летит в мусорку с каждым новым брифингом. Это не про масштаб. Это про то, как круто быть идиотом с молнией в рукаве и лицензией на урон.


RimWorld

Карта мира RimWorld с возможными стартовыми локациями для колонии
  • Дата выхода: 17.10.2018
  • Платформы:Windows, Linux, MacOS, PlayStation 4, Xbox One
  • Издатель: Ludeon Studios
  • Разработчик: Ludeon Studios

Когда в игре у каждого колониста есть бэкграунд, фобия, склонность к каннибализму и расписание нервных срывов — ты точно в RimWorld. Здесь никакие драконы не нужны: игроки сами устроят мясорубку из трёх человек и хаски. Каждый персонаж — ходячее RPG-создание с личной драмой, которой плевать на твои планы. Хотел построить солнечную ферму — получил любовный треугольник, драку с поваром и пожар из-за тоски по дому.

RimWorld — симулятор того, как ролевка работает без диалогов, но с максимальной вовлечённостью. Игрок не пишет истории, он их наблюдает, ужасается и иногда подливает масло в огонь. Уровень кастомизации — от профессии до фетишей, уровень катастроф — от «они разошлись» до «один выжил, потому что ел остальных». RPG здесь не в сюжете, а в том, как быстро ты начнёшь сочинять оправдания психованному шахтёру с дубиной.


Slay the Spire

Бой на 11 этаже в Slay the Spire, с использованием карты Zap для создания молнии
  • Дата выхода: 23.01.2019
  • Платформы:Windows, Linux, MacOS, Nintendo Switch, PlayStation 4, Xbox One
  • Издатель: Mega Crit
  • Разработчик: Mega Crit

Когда колода карт решает, как ты выживешь — это либо покер, либо адская RPG. В Slay the Spire вся ролевка зашита в стратегии: кем быть, как драться и когда умереть. Каждый герой — с уникальным стилем, навыками и шизой. Один ядит всех подряд, другой обмазывается бронёй, третий — просто псих с когтями. Игра заставляет думать на 10 ходов вперёд и каждый раз сожалеть о своём выборе.

Звучит как пошаговая головоломка, но Slay the Spire — настоящая ролевая машина. Построение билда, прокачка, случайные события и моральные ловушки по пути — всё на месте. Ролевая составляющая здесь не в диалогах, а в том, как ты отыгрываешь: оборонительного зануду или агрессивного безумца, готового продать душу ради артефакта. И да, здесь можно подружиться с грибами. Не спрашивай.


South Park: The Stick of Truth

Персонажи игры South Park: The Stick of Truth, сражающиеся в образах лесных эльфов под руководством Кайла
  • Дата выхода: 27.03.2014
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch, PlayStation 4, PlayStation 3, Xbox 360, Xbox One
  • Издатель: Ubisoft
  • Разработчик: Obsidian Entertainment

Когда на ребёнка навешивают классы, прокачку, способности и моральный выбор — он автоматически становится RPG-персонажем. В South Park: The Stick of Truth ролевка подаётся через градусник безумия: одноклассники играют в фэнтези, но вместо мечей — палки, а вместо эпоса — эпический идиотизм. Ты выбираешь класс (например, еврей-воин), находишь лут в шкафах, и идёшь спасать задницу Картмана.

Вся серия South Park сделана по принципу «а давайте сломаем жанр, но оставим его основу». The Stick of Truth — это не пародия на RPG, а злая, циничная, гениально точная её копия. Тут есть всё: диалоги с последствиями, сюжет с твистами, тактические бои и куча второстепенных заданий. А ещё — куча шуток, за которые в любой другой игре дали бы бан. Но это же South Park. Тут даже квест про аборт — полноценная сюжетная арка.


Slay the Princess

Скриншот игры: подъём по каменной лестнице к дому на холме
  • Дата выхода: 23.10.2023
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X|S
  • Издатель: Black Tabby Games, Serenity Forge
  • Разработчик: Black Tabby Games

Когда кто-то говорит тебе «зайди в избушку и убей Принцессу», обычно это повод вызвать психиатра. А в Slay the Princess — это начало сюжетной мясорубки, в которой выбор — главный палач. Здесь диалоги — это оружие, убеждения — броня, а голос рассказчика старается держать тебя в рамках. Спойлер: у него плохо получается. Сюжет превращается в тест на мораль, настойчивость и уровень паранойи. Всё, что ты скажешь — потом же тебя и сожрёт.

Эта игра наглядно показывает, что RPG может быть камерной, но при этом раздавить психику без капли экшена. Ты не прокачиваешь урон, ты прокачиваешь неуверенность. Каждое слово влияет на развитие, даже молчание — это выбор. Хочешь убить Принцессу — пожалуйста. Хочешь спасти — пожалуйста. Хочешь влюбиться, умереть, воскреснуть и снова всё испортить — милости просим. Вопрос только в том, кем ты себя будешь считать к финалу.


Snufkin: Melody of Moominvalley

  • Дата выхода: 07.03.2024
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch, Xbox Series X|S, PlayStation 5, Android
  • Издатель: Raw Fury
  • Разработчик: Hyper Games

Когда главный инструмент героя — не меч, а музыкальный инструмент, а основной конфликт — с урбанистами, значит ты в чём-то гораздо серьёзнее, чем типичная RPG. В Snufkin: Melody of Moominvalley ты не спасаешь мир от зла, ты спасешь его от бюрократии. Срываешь таблички, портите газоны, играешь на гармошке — и всё это ради свободы. Каждый житель Муми-дола — это почти квест, каждая мелодия — способ общения. И всё решается без насилия, зато с пассивной агрессией в нотах.

Ролевая основа работает тихо, как и сам Снусмумрик: через выбор маршрута, взаимодействие с персонажами и отказ подчиняться чужим правилам. Вместо диалоговых опций — музыкальные мотивы, вместо прокачки — обаяние и харизма в шляпе. RPG не всегда про урон в секунду. Иногда — про то, как разрушить систему, играя джаз. И вот это действительно стиль.


Dishonored

Ужасные роботы с электрическими шоками, да не подумайте, что это утренний пробежки по городу
  • Дата выхода: 09.10.2012
  • Платформы:Windows, PlayStation 3, Xbox 360
  • Издатель: Bethesda Softworks
  • Разработчик: Arkane Studios

Когда в игре можно вырезать половину города или пробежать мимо — ты точно в RPG. В Dishonored ты не просто убийца, ты моральный компас с ножом. Каждое решение — не просто путь к цели, а переменная в уравнении «сколько крыс будет в финале». Отыгрывать можно кого угодно: фантома, фанатика или фаната бутылок (если выберешь путь алкопрохождения).

Dishonored показывает, что RPG — это не всегда разговоры и дерево талантов. Иногда — это «убить или не убить», причём без опции «поговорить». Мир реагирует, враги запоминают, стелс — не обязанность, а стиль. Диалоги можно игнорировать, но игра всё равно следит за тобой. Потому что в этой RPG даже тени делают выводы.


Thirsty Suitors

Персонаж использует способность 'Taunt' против врагов
  • Дата выхода: 02.11.2023
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X|S
  • Издатель: Annapurna Interactive
  • Разработчик: Outerloop Games

Семейный позор, культурные травмы и бывшие врываются в боёвку, всё это Thirsty Suitors. Здесь всё решается через пошаговые драки, но вместо урона — обвинения, воспоминания и танцы. Каждый экс — полноценный босс-файт, с фазами, механиками и диалогами, которые вызывают флэшбеки сильнее любого лута. А ещё есть ролевая прокачка: стиль, навыки и уровень самоуважения.

Thirsty Suitors — это RPG про отношения, где вместо мира — комьюнити, вместо зомби — родственники, а вместо меча — скейт. Ты отыгрываешь не героя с мечом, а человека, который всё ещё не может забыть, как он налажал в 10 классе. Бои отражают внутренние конфликты, решения влияют на репутацию, а сюжет — как сеанс групповой терапии, только с комбо-ударами.


Earl vs. the Mutants

Геймплей, где Эарл на супер-джипе с пушкой уничтожает мутантов
  • Дата выхода: 18.07.2024
  • Платформы:Windows
  • Издатель: Falling State
  • Разработчик: Falling State

Когда тебе дают машину, пушки, апгрейды и толпу мутантов, первая мысль — очередной тир. Но Earl vs. the Mutants предлагает больше, чем просто крошить постапокалипсис. Здесь ты конструируешь билд из всего, что движется: дроны, оружие, транспорт, даже бонусы. А потом едешь вперёд, врываясь в толпы врагов как ролевая катастрофа на колёсах. Всё, что ты собираешь — влияет на стиль, урон, выживание и, главное, на то, как быстро ты сгоришь в следующем заезде.

Ролевая часть не в диалогах — в кастомизации и адаптации. Каждое улучшение — кусок личности твоей машины. Прокачка, выбор способностей, постоянные улучшения — всё это заставляет думать, как в настоящей RPG, только вместо драконов — радиоактивная мясомолекула. RPG бывает разная. В одной ты спасаешь деревню от гоблинов, в другой — давишь мутантов ради нового капота.


Ролевые, которые сделали больно и понравилось

Все эти споры о лучших RPG — полезная штука. Особенно, чтобы понять, что большинство ошибаются. В топ ролевых игр от редакции влетают те, кто не делал скидок. Ни на эпоху, ни на бюджет, ни на баги. Игры, которые вырывали душу, рвали нервы и радостно смеялись в лицо после финала. Где каждая сцена проживалась, а не просто кликалась мышкой.

Топ RPG по нашей версии — не про популярность, а про удар в лицо. Про миры, в которые проваливались, и героев, которых было жаль отпускать. Никакой объективности. Только субъективный восторг и лёгкий след травмы. Всё как и должно быть в лучших РПГ.

Don’t Starve Together

Плавание в "Don't Starve Together"
  • Дата выхода: 21.04.2016
  • Платформы:Windows, Nintendo Switch, PlayStation 4, Xbox One
  • Издатель: Klei Entertainment
  • Разработчик: Klei Entertainment

Не все RPG требуют мечей и заклинаний — иногда достаточно палатки, комаров и паники. Don’t Starve Together выстраивает характер не через классы, а через муки совместного выживания. Каждый игрок — персонаж со своей ролью, манией и границами психики. Кто-то копает, кто-то строит, кто-то сжигает базу из принципа. Хочешь отыграть психа-одиночку в шапке из кошки — это как раз оно.

Со временем становится понятно: Don’t Starve Together — это симулятор RPG-группы без фэнтези и с реальной болью. Каждый персонаж уникален, выборы коллективные, последствия — всегда личные. Здесь ты не прокачиваешь скиллы, ты прокачиваешь терпимость к друзьям. И чем больше дней вы выжили — тем выше шанс, что следующий конфликт будет не из-за еды, а из-за недосказанной обиды 15 игровых дней назад.


Fallout 2

Диалог с персонажем Fallout 2
  • Дата выхода: 01.12.1998
  • Платформы:Windows
  • Издатель: Bethesda Softworks
  • Разработчик: Black Isle Studios

Из ядерной пыли не рождаются герои — только те, кто умеет кидаться метафорами и гранатами. Fallout 2 даёт полную свободу быть кем угодно, включая полным идиотом. Сюжет не ведёт тебя за руку — скорее бьёт по пальцам за попытку играть правильно. Тут даже диалоги — RPG-снаряды: сказал не то, и уже строишь новую ветку событий, где тебя ненавидят все, включая собственного пёсика.

Вся серия игр Fallout берёт это безумие и раскладывает по регионам, диалектам и количеству радиации. Fallout 2 остаётся каноном для всех, кто любит отыгрыш не ради награды, а ради того, чтобы посмотреть, что будет, если убить миссионера при первом знакомстве. Каждая реплика может обернуться финалом. Каждый билд — повод для комикса. Проблема только в одном: игру не пройти «по гайду». Она этого не простит.


Black Desert Online

Панорамный вид мира Black Desert, показывающий огромные ландшафты
  • Дата выхода: 14.12.2014
  • Платформы:Windows, Xbox One, PlayStation 4
  • Издатель: Pearl Abyss
  • Разработчик: Pearl Abyss

Все говорят, что MMORPG — это про кач, гринд и беготню в трусах по данжам. Но Black Desert Online берёт это и превращает в симулятор виртуальной жизни с уровнем кастомизации, за который в офлайне пришлось бы платить налог. Каждый персонаж тут — не просто набор цифр, а тщательно вылепленный манекен с фетишем на экономику, моду и комбо. Ролевая часть живёт в том, сколько времени ты готов потратить, чтобы выглядеть, как бог торговли в боевом белье.

В отличие от большинства онлайн-RPG, Black Desert Online делает ставку не только на сражения, но и на ролевое погружение. Хочешь — иди в алхимию. Хочешь — купи осла и вози картошку. Хочешь — веди политическую игру через гильдию. Выборы масштабные, последствия иногда абсурдные, но суть остаётся: ты не просто прокачиваешь персонажа, ты проживаешь им альтернативную жизнь. Ну или до первого дисконнекта.


Age of Wonders 4

Сбор воинов перед битвой в Age of Wonders 4.
  • Дата выхода: 25.05.2023
  • Платформы:Windows, PlayStation 5, Xbox Series X|S
  • Издатель: Paradox Interactive
  • Разработчик: Triumph Studios

Иногда RPG говорит с тобой не от лица одного героя, а от всей нации, у которой коллективная шиза. В Age of Wonders 4 ты не просто решаешь, кого спасти, а кого сжечь — ты создаёшь фэнтези-цивилизацию и доводишь её до процветания или паранойи. Можно сгенерить армию крыс-наэкзистенциалистах, поклоняющихся мёртвому дереву, и всё это будет легитимной стратегией. Потому что здесь всё зависит от того, какую роль ты выбрал для мира.

Ролевая основа в Age of Wonders 4 работает как часовой механизм: фракция, культура, мораль, решения — всё складывается в эпическую RPG на глобальной карте. И вся серия Age of Wonders умеет это лучше большинства. Отыгрывать можно что угодно: миротворца, маньяка, технократа с магическим дипломом. Главное — верить в свою империю и регулярно устраивать реформы. Или казни. Тут обе стратегии рабочие.


Assassin’s Creed Mirage

Скриншот с игрой, где главный герой следит за своей целью
  • Дата выхода: 05.10.2023
  • Платформы:Windows, Android, Amazon Luna, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X|S
  • Издатель: Ubisoft
  • Разработчик: Ubisoft

Тени улиц не терпят прямолинейности, как и жанр, в котором ты работаешь на персидской скорости. В Assassin’s Creed Mirage вся суть — в выборе подхода: убить в лицо или исчезнуть, как налоговая в нерабочие дни. Здесь не просто ходишь по крышам — выстраиваешь цепочку решений, где каждый шаг либо решает судьбу, либо делает тебя мемом в разговоре стражников. Всё отыгрывается через действия, а не через реплики с галочками.

С развитием серии Assassin’s Creed RPG-начинка стала неотъемлемой частью рецепта. Mirage берёт лучшее из старого паркура и добавляет моральные качели, скрытую прокачку, систему отношений и характерные ветки развития. Вся линейка Assassin’s Creed давно сбежала от жанровых ярлыков — и теперь это полноценные ролевые игры с клинками, драмой и выбором, который не забудешь. Особенно если ошибёшься.


Ожидаемые RPG, которые уже лучше половины релизов

Новые лучшие RPG — как свидание вслепую. Надежда есть, но сердце уже разбито предыдущими. И всё равно каждый год появляется список игр, на которые залипаешь ещё до релиза. Трейлер, один скриншот, или имя сценариста — и понеслась. Эти проекты лезут в топ RPG заранее. Хотя ещё даже не вышли. Но мы уже знаем, что будет больно. И всё равно хочется.

В этом топе — ожидаемые ролевые игры, которые могут или всё, или сразу в утиль. Кто-то обещает выборы с последствиями. Кто-то — миры, которые меняются от одного чиха. Главное — обещают. А мы уже запаслись сейвами. Потому что лучшие РПГ рождаются в муках, хайпе и раннем доступе.

Songs of Glimmerwick

Лесная локация с волшебными светлячками
  • Дата выхода: Дата выхода неизвестна
  • Платформы:Windows
  • Издатель: Eastshade Studios
  • Разработчик: Eastshade Studios

Поступление в магическую академию — всегда обещание боли, особенно если основная магия — это флейта. В Songs of Glimmerwick RPG работает не через драки, а через взаимодействие с миром: учишься, копаешь грядки, играешь музыку, разговариваешь с лягушками. Прокачка? Есть. Выбор? Да. Отыгрыш? Полный — особенно если хочешь быть ботаником с музыкальными суперспособностями. Тут даже проклятия — милые, а фестивали — с драмой.

Ролевая система построена на ветках навыков, выборе активностей и постоянной интеракции с миром и персонажами. Всё, что ты делаешь — влияет на доступные квесты, отношения и набор умений. Игра не заставляет резать кого-то в тёмных подвалах, она предлагает другую RPG — без топора, но с нотами. Да, ты не спасёшь мир, но точно заведёшь друзей, запустишь самополивающуюся лейку и узнаешь, кто крадёт светлячков. А это, между прочим, тоже выбор.


Pathfinder: Abomination Vaults

Скриншот Pathfinder Abomination Vaults с огненными лучами и разрушением на экране
  • Дата выхода: Дата выхода неизвестна
  • Платформы:Windows
  • Издатель: BKOM Studios
  • Разработчик: BKOM Studios

Глубокое подземелье, древнее зло, четыре героя — звучит как классика, только с прокачкой на стероидах. Pathfinder: Abomination Vaults не делает вид, что ты один-единственный избранный. Ты управляешь всей бандой сразу, каждый со своей спецификой: кто-то лечит, кто-то ломает двери, кто-то делает из стены огненный салют. Ролевая часть не в том, кого ты выберешь — а в том, как ты их всех заставишь работать вместе и не сгореть.

Настройка каждого героя — как сборка мини-RPG внутри большой RPG. Хочешь — превращаешь клирика в фронтового карателя, хочешь — заставляешь варвара танцевать в огне. Вся суть в том, что даже самое очевидное решение можно исказить через комбо, билд и капельку тактической наглости. Серия Pathfinder давно известна тем, что даёт разгуляться ролевым извращениям. И Abomination Vaults — её очередной подарок тем, кто любит команду, магию и полную свободу испортить всё к четвёртому уровню.


Dinos Reborn

Летающий птеродактиль парит над пейзажем
  • Дата выхода: Дата выхода неизвестна
  • Платформы:Windows
  • Издатель: Gaming Facotry, Vision Edge Entertainment
  • Разработчик: Gaming Factory

Проснуться на чужой планете без паспорта, но с ружьём и голодом — классика. В Dinos Reborn вместо привычных бандитов, зомби и космических паразитов ты встречаешь динозавров. Они большие, зубастые, умные и в отличие от большинства NPC не читают по скриптам. Ролевая часть строится вокруг выживания, кастомизации снаряжения, прокачки навыков охотника и принятия решений вроде «перестрелка или паника в кустах».

Dinos Reborn делает упор на то, что ты не просто стреляешь по рептилиям, а играешь свою роль в мире, где каждый звук может вызвать новый экшн. Тактика, ресурсы, сбор информации — всё это влияет на то, кто ты: охотник, добыча или идиот с прицелом. RPG здесь не в диалогах, а в том, как ты выживаешь, адаптируешься и прокачиваешь не только пушку, но и самого себя. Особенно если хочешь дожить до рассвета.


Starminer

Добыча астероидов в космосе
  • Дата выхода: Дата выхода неизвестна
  • Платформы:Windows
  • Издатель: Paradox Arc
  • Разработчик: CoolAndGoodGames

Не каждый день тебе предлагают стать шахтёром с лицензией на межзвёздный капитализм. В Starminer ты не просто добываешь ресурсы — ты выбираешь, кем стать в этом безумии: инженером, торговцем, милитаристом или параноиком, живущим в тени астероида. Стройка, управление флотом, кастомизация каждого корабля — каждый выбор влияет на выживание, экономику и, в конечном счёте, на то, кто именно прилетит по твою душу.

Ролевая часть здесь работает без диалогов и классов — ты сам строишь свою роль, через модули, решения и репутацию. Всё зависит от тебя: больше шахт — больше доход, больше шума — больше шансов умереть в вакууме. В Starminer не надо спасать галактику. Надо выжить, не разориться и не стать горячей точкой на радаре инопланетян. А это, как ни странно, самая честная RPG в космосе.


Reclaim the Sea

Сражение на море в Reclaim the Sea, корабли в бою
  • Дата выхода: Дата выхода неизвестна
  • Платформы:Windows
  • Издатель: 1LastGame, indienova
  • Разработчик: 1LastGame

Мир тонет, корабль скрипит, экипаж голодает, а ты выбираешь — помогать беднякам или грабить всё, что плавает. Reclaim the Sea предлагает не просто плавать по процедурно сгенерированным морям, а отыгрывать пирата с кризисом идентичности. Добряк, отморозок, стратег или псих с пушкой — всё решается на борту. Кому помочь, кого ограбить, что чинить, а что — поджечь. Каждое решение — новая дыра в корпусе или мешок золота.

Ролевая суть держится на экипаже, апгрейдах, ресурсах и моральных развилках. Тут нет «правильного» выбора, есть только ты, пушка и куча сомнительных союзов. Команда — не просто мясо, у каждого своя функция и позиция в хаосе боя. А корабль — твой персонаж, с билдами, скиллами и мечтой дожить до босса. Reclaim the Sea не про море, а про то, как в каждом капитане сидит дипломат, маньяк и бухгалтер.


Прокачка закончилась, идём дальше

Лучшие RPG — для тех, кто устал от маркеров, катсцен и миссий «убей десять крыс». Топ ролевых игр — это когда каждое действие врезается, потому что никто не сказал, что ты герой. Выбор не для галочки, а чтобы потом страдать. Персонаж не для красоты, а чтобы решать, кто жить будет. Лучшая РПГ — не та, где больше всего веток, а та, после которой в другие играть — как жевать картон.

Топ РПГ всегда про то, как ты вляпался и забыл, зачем зашёл. Лучшие RPG берут не эпиками, а тем, как один нпс может выбесить сильнее любого босса. Не нужен геймплей в стиле тир. Нужен хаос, моральная каша и сейв под каждую фразу. Кто в ролевые — тот в теме. Остальным — обратно в лобби.

Чем RPG отличается от экшена или шутера?

В шутере ты стреляешь и не думаешь. В RPG ты сначала прокачиваешь харизму, убеждаешь врага не стрелять, случайно влюбляешься в его кузена, и только потом всё взрываешь.

Какие бывают виды RPG?

Есть пошаговые, экшен-RPG, тактические, изометрические, текстовые, MMORPG и даже такие, где ты кот с личной драмой. Главное — возможность выбора, прокачка и минимум один странный квест.

Какие бывают RPG?

С пошагами, с экшеном, с текстом, с фэнтези, с космосом, с жабами. Главное — чтобы было из чего выбрать и куда всё испортить. Всё остальное — детали.

А выбор реально что-то меняет?

Иногда да, и ты получаешь концовку, где все живы. Иногда — просто умираешь другим способом. Но ощущение, что ты рулевой катастрофы, — оно стабильно.

Почему RPG — это на 100 часов?

Потому что ты тратишь первые 10 — на создание лица. Остальное — на то, чтобы обдумать каждое «да» или «убить». Быстро тут только загрузки, и то не всегда.

Материал обновлён: 11.06.2025, 13:56

Сейчас на главной